Армянский дудук (духовой инструмент)

Дудук - армянский язычковый деревянный духовой инструмент.


duduk


Дудук - Язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Более всего распространен в Армении, в странах Кавказа и Закавказья, на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. Хотя сейчас можно говорить о том, что распространение дудука происходит во всем мире. Некоторые исследователи полагают, что история армянского дудука насчитывает уже более трех тысячелетий и впервые упоминается в письменных памятниках государства Урарту. Старое армянское название этого инструмента циранапох, что означает "душа абрикосового дерева". Это название встречается в летописях времен правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Упоминания о циранапохе и его изображения встречаются и в других многочисленных средневековых источниках. Настоящий Армянский дудук делается исключительно из абрикосового дерева, поскольку только абрикосовое дерево обладает такой способностью резонировать и придает дудуку тот характерный бархатный и неповторимый тембр. На протяжении своей многовековой истории Армянский дудук остался практически неизменным — изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет чуть больше октавы, для игры на дудуке требуется немалое умение.

Дудук состоит из трубки и съёмной трости ( из двойного тростникового язычка). Длина трубки в зависимости от регистра дудука состовляет от 28 - 40 см. Всего на дудуке 10 отверстий, на верхней стороне 8 и на нижней 2. Длина трости от 9 - 11 см. Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента , а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С поджатием регулятора достигается повышение тона, а при его ослаблении тон понижается.

В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.


Немного о семействе дудуков.


В зависимости от длины и строя инструментов в основном отличают 7 разновидностей дудуков ( G, A, B, H, C, D, D#, в редких случаях E ). Также имеются дудуки с расширенным диапазоном звучания, так называемые дудуки с дополнительными клапанами. В этой области большой вклад в разработку и развитие данных инструментов внес замечательный музыкант, педагог, исследователь, изобретатель и один из признанных знатоков искусства мугамата Георгий Вартанович Минасов. Сегодня можно сказать, что самыми распространенными и популярными строями дудука являются инструменты строя: in A и in B in D. Чем ниже строй инструмента тем бархатнее и глубже его звучание, а следовательно более подходяще при игре протяжных и проникновенных мелодий. И чем выше строй дудука, тем ярче и "слаще" тембр звука, как правило на таких инструментах играют более быстрые, танцевальные композиции, хотя это и не является обязательным условием. Очень часто можно встретить исполнение музыки на дудуке в паре, где ведущий дудукист играет мелодию, а на втором инструменте играют непрерывный фон, с определенной высотой тона, называемом "дам", которое обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука. Так же это называется техникой перманентного дыхания либо циркулирующее дыхание.


Особенности тростей.


Трость изготавливается из специальных пород тростника, снабжена колпачком имеет регулятор тона для подстройки звука. Тембр дудука, во многом предопределяет качество трости. Любой духовик вам скажет, что 50% звука формируется за счет самого мундштука, поэтому следует уделять особое внимание выбору самой трости. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука — достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание. Существуют два типа тростей: тяжелые и легкие. У тяжелых тростей стенки толще и поэтому в них сложнее дуть, поскольку для звукоизвлечения они требуют большего давления воздуха. В легкие же трости гораздо легче дуть чтобы извлечь звук, но при этом у них более узкий и менее насыщенный обертонами звук. При начальной стадии обучения рекомендуется использовать легкие трости. Идеальным вариантом для профессионалов считается разыгранная тяжелая трость или же трость средней тяжести. Если Вы не используете длительное время трость, она высыхает и ее края сжимаются. В этом случае необходимо залить воду в нее, встряхнуть, вылить и подождать минут 10-15 ( не злоупотребляйте этим методом т.к. от чрезмерной влаги трость может быстрее выйти из строя). Через 10-15 минут края трости отделятся друг от друга, и ее можно будет использовать. Идеальный вариант разыграть трость без воды — за счет собственного пара. Хранят трости в сухом месте при плотно надетом колпачке, и ослабленном регуляторе тона.


Современный дудук и мир вокруг.


В современном мире печальные звуки дудука можно услышать не только на выступлениях этнических ансамблей. Напротив, современный дудук звучит везде: от консерваторий, до кинотеатров. Голивудские звукорежисеры любят выразительность этого инструмента, так подходящую для трагических сцен и саундтреков к фильмам. Пожалуй можно с уверенностью сказать, что у истоков современной армянской школы игры на дудуке стоят такие признанные мастера, как: Ваче Овсепян, Маркар Маркарян, Левон Мадоян, Георгий Минасов, Мкртич Малхасян, Ехише Манукян, Дживан Гаспарян, Геворк Дабагян. Среди музыкантов достигших мировой известности благодаря дудука, нельзя не отметить Дживана Гаспаряна, равно как и нельзя недооценивать его заслугу в популяризации дудука во всем мире.

В 2005 году, современным обществом, звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. За последние двадцать лет в мире было выпущено рекордное количество музыкальных синглов и альбомов с записями дудука. Игре на этом инструменте учатся не только в Армении, но и в России, Франции, Британии, США и многих других странах. Даже в современном мире, сквозь века продолжает звучать душа абрикосового дерева.